Российская война с собой
Для России подобная постановка вопроса, наделяющая гражданина правами устанавливать власть, была абсолютно неприемлемой. Ведь Россия была этнически разрозненной: в Российской империи проживало свыше 100 народов, и русские составляли всего 43,4 % населения (80,5 млн чел.)[1]. Соответственно, идея о самоопределении наций и верховенстве граждан над бюрократией воспринималась как покушение на целостность империи.
Вот основатели евразийства и вспомнили мотивы: Москва есть третий Рим, а четвертому не бывать. И началось: евразийство – учение об особой миссии России, призванной объединить и Европу и Азию, привнести светоч и не допустить крамолы, а также пресечь, упредить и чтобы ни-ни... В духе поздних Стругацких, одним словом. И все проживавшие народы, объявлялись сплошь русскими. И это настолько впиталось в мозг российским бюрократам, что вот и посол России в Украине – Зурабов – в интервью газете "Известия" давеча сказал, что не видит ни малейшей разницы между русскими и украинцами: "Я убежден в том, что мы не просто братские народы - мы единый народ. Со своими нюансами, со своими особенностями, но единый народ".[2] Представляете, прошло полтора века с тех пор как изобрели эту теорию, а она, как вирус после ядерной зимы, - все жива.
И пусть бы говорил, мало ли нынче тех, кто говорит… Вопрос в другом: ради этой высокой миссии империи необходимо – естественно – ее жителям понести определенные неудобства. Во-первых, должен быть царь (с 1721 года – император), который стальной волей направит всех в нужное русло и не допустит отклонений. Это неистребимо: уже Петра 1 называли "Отец Отечества" – вот уже началось. После этого "отец народов" и "вождь" – уже не воспринимается как новинка. Уже вопрос напрашивается: а могло быть иначе в России?
Власть императора – естественно от Бога – и в ней не должно сомневаться. Самодержец не нуждается в выборах и сам назначает себе приемника. Естественно, император не ошибается, знает все наперед и обладает другими богоподобными качествами, настолько великими, что опять вспоминается из Стругацких: повелитель великий и грозный одной ногой стоящий на земле, другой – на небе…
Существовавшая в России свободолюбивая и непокорная духовность в виде аскетики православия – исихазма, (учения о преображения в течение одной человеческой жизни человека в бога)[4] становилась опасной и ненужной. Поэтому, став императором, Петр перестал нуждаться в духовности (где главное дело – личная духовность и изменения), а стал развивать религию – институт социального влияния на массы и с этой целью в том же 1721 году упразднил патриаршее управления Церковью, и учредил Святейший Правительствующий Синод, который стал высшим государственным органом церковно-административной власти Российской империи.
Присоединение народов Украины, Белоруссии и других стран к богоизбранной миссии России считается делом святым, а если те отказываются – воспринимается как предательство. Стремление народов к самоопределению, в Европе считавшиеся нормой, через призму евразийства воспринимаются как попытка единственно правильной веры.
Обратим внимание, что ныне на дворе уже не 19, а 21 век. Ситуация, в которой появилось и расцвело евразийство, радикально изменилась: мир стал маленьким, скорости высокими, а степень взаимозависимости народов и стран – беспрецедентно высокой. И длящийся мировой кризис – этому наглядное подтверждение. Ни одна страна не может изолироваться, или закрыться без неизбежного падения качества жизни. Поэтому мир все больше задумывается о сохранении планеты, о социальном равенстве, поддержании мировой экономики. Страны Европы в мае 2010 года договорились о создании общего стабилизационного фонда для борьбы с кризисом в размере 750 млд евро[5]. Они понимают: в одиночку справиться с бедой труднее.
Евразийство в 21 веке - это "выключение" русского народа из всемирного процесса, изолирование себя, возврат к формам позапрошлого века, в которых доминирует император и государственная бюрократия и попытка сохранить эти формы любой ценой. Чем платит Россия и ее народ? Нижеизложенные факты взяты из материала российского православного сайта и ярко характеризуют "евразийскую" страну и цену, которую приходится платить за "величие": за последние десятилетия уровень психических заболеваний в России вырос в 11,5 раз. Наибольший рост заболеваний отмечается среди детей и подростков. Так доля освобожденных от призыва на военную службу по причинам психических расстройств составляет 22,4% от общего количества призывников, среди них 45% - умственно отсталые. Это не только врожденные, но и приобретенные патологии вследствие плохого питания, нехватки йода, витаминов. Выросло число страдающих такими серьезными психическими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. А невротические расстройства и депрессии приобрели статус массовых. Они уже заняли «почетное» второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.
И это только учтенная заболеваемость и,
скорее ее можно рассматривать как вершину айсберга, ведь в России подобной
статистики вообще не ведется, а, между тем, до 80% инсультов происходят на фоне
депрессий. Депрессии приняты за рак 21 века и уже всерьёз рассматривается
возможность использования антидепрессантов в качестве пищевых добавок. Половина
случаев депрессии не поддаются лечению. Смертность от суицидов выходит на
первые места в структуре смертности, отставая лишь от смертности из-за
сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Трудопотери по причине психических
расстройств сравнимы с трудопотерями при раке, сердечных приступах и
неврологических болях.
Значительное ухудшение уровня жизни и
отсутствие представлений о будущем привели к астенизации, невротизации и
психопатизации значительной части граждан и, в первую очередь, молодежи.
Наркомания в нашей стране распространяется стремительными темпами, за последние
15 лет количество употребляемых наркотиков выросло в 20 раз, причем основная
доля приходится на тяжелые наркотики. В разных областях России в 2006 году
количество наркозависимых колеблется от 200 до 600 человек на 100 тысяч
населения. По статистическим данным около семи миллионов человек в России
страдают хроническим алкоголизмом. Число
больных алкогольными психозами выросло за десять лет в 4 раза. Рост
алкогольных психозов свидетельствует об утяжелении течения заболевания у
больных алкоголизмом, увеличении потребления спиртных напитков, низком их
качестве. Но к алкоголю многие из них пристрастились через пиво. Производство
пива с 1995 по 2007 год выросло более чем в 5,4 раза, растет и импорт пива.
Статистика свидетельствует об увеличении числа женщин, больных алкоголизмом. В
80-х годах соотношение мужчин и женщин, больных алкоголизмом, было 10:1, в
2000-х г. оно изменилось до 5:1. О влиянии распространенности алкоголизма на
состояние здоровья населения говорят статистические данные о смертности от
причин, связанных с употреблением алкоголя. За десять лет в 3 раза увеличилась
смертность населения от причин, связанных с употреблением алкоголя. Влечение к
веществам, модулирующим психическое состояние, в современной литературе
оценивается как признак психического неблагополучия, низкого субъективного
качества жизни из-за переживания психологических проблем.
Серьёзные изменения переживает институт
брака и семьи, на 1000 заключённых браков в стране распадается 600, а дети из
неполных семей составляют подавляющую долю контингента педагогически запущенных.
Существует отчётливая связь ухудшения
психического здоровья нации с общими демографическими показателями в
национальной популяции. Стойкий перевес числа умерших над числом родившихся в
России продолжается, начиная с 1995г., в котором он составил (- 840 тыс.
человек). На протяжении последних десяти лет естественный прирост отмечается
только со знаком минус, значение которого колеблется (840 +- 100 тыс. человек).
Огромна смертность в трудоспособном возрасте - ежегодно в этом возрасте, не
дожив до пенсии, умирало и умирает свыше 500 тысяч человек - население крупного
областного города. «Смертность российских мужчин в трудоспособном возрасте в 10
раз превосходит аналогичные показатели развитых стран и в 5 раз - показатели
стран развивающихся»[6]. Материал
от 10 апреля 2010 года.
Это при том, что храмы в России строятся, идея о ведении уроков православия не покидает начальствующие умы, патриарх Кирилл рассказывает нам - украинцам о том, что негоже жить отдельно от России, потому как случится гуманитарная катастрофа… Почему религии все больше, а проблем меньше не становится? Куда они нас зовут? Почему Кирилл учит нас жить, не показывая того, до чего он довел паству в своем доме? Как у тех же Стругацких: - Это же феноменально, сеньоры. Я всегда питал к нему некоторую антипатию, но ничего подобного и представить себе не мог… [7]
Отстаивание своих особых "евразийских" интересов, делает поведение России эгоистичным по отношению к глобальным проблемам цивилизации, приводит к конфликтам с соседними государствами, которые хотят самостоятельно определиться: надо ли им "русский мир" или они хотят отличаться от старшего брата? И может не все украинцы столь похожи на русских, как то считает посол России Зурабов? И может не только религия Московского патриархата составляет базисные ценности украинцев – как то уверенно заявляет Патриарх Кирилл? Ведь в ст 15 Конституции Украины четко сформулирован ответ Кириллу: "никакая идеология не может быть признана государством как обязательная", а ст 35 еще более категоричная: "каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает в себя свободу исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой"[8].
Господа евразийцы – Медведевы, Путины, Кириллы и прочие Зурабовы – говоря словами известной пословицы: у нас есть свой монастырь и свой устав.
Сторонники этого культа - "евразийство" – ведя войну с жизнь, они никак не хотят примириться с тем, что 19 век закончился. И поэтому они рано или поздно погибнут, как погибли все колоссальные империи и великие императоры, возомнившие, что они управляют реальностью и могут остановить процесс изменения и развития жизни.
И в этом контексте гораздо полезней для власть предержащих в Украине обратить свое внимание не на предсказуемые в своей повторяемости игры российских "евразийцев", а на опыт стран полиэтничных, сумевших эффективно интегрировать разные культуры, и органично вписаться в международные процессы, выстроив партнерские отношения с другими странами.
Россия, как всегда, воюет сама с собой – ее ожидания из прошлого кровопролитно рубится с ее будущими возможностями. Но пусть нас это не увлекает. Это не наша битва. Нам надо набирать собственный нелегкий опыт реального полиэтнического взаимодействия и международной интеграции.
И последнее замечание: если мы – украинцы – хотим возрождения собственной исконной духовности, а не просто "евразийского" религиозного новодела, проповедуемого Кириллом и его сотоварищами, то в Украине необходимо развивать то, чему был научен на Афонской горе и то, что проповедовал родившийся в Любече Черниговской области святой Антоний Печерский – истинно народную веру- исихазм[9]. Возрождение исихазма будет достойным ответом Украины евразийству, и вернет нас к нашим глубинным корням и ценностям, которые когда-то, по мысли академика Д. Лихачева, позволили Киевской Руси очень быстро стать передовым государством Европы. Исихазм "выразил интерес к личности человека, к его индивидуальным переживаниям, к движениям душевным и страданиям телесным[10]", а это то, что и сегодня не хватает в нашем обществе и каждому из нас.
И может возникнуть сожаление: а как же братство, а как же единое прошлое… Мне в жизни встречались люди, помогавшие находить ответы на трудные вопросы, типа вышеприведенных… В начале 90-х, я много разговаривал с духовной дочерью о. Сергия Булгакова, которая долгие годы была настоятельницей русской православной академии в Париже. Эта мудрая женщина, для которой Н.А. Бердяев был "милым Коленькой", сказала: "трагедия России началась тогда когда бесконечная война, которую она вела снаружи, обратилась вовнутрь..."
При всей любви к братскому народу, эта не наша трагедия и не наша война. Мы можем сочувствовать и сопереживать, но участвовать в чужой войне – мы не обязаны.
PS от 08-08-10
Социологическая компания Globescan опросила 39.435 человек в 33 странах. Список наименее популярных в мире стран возглавили Иран, США и Россия.
Из всех стран мира наименее популярна Россия в Финляндии (65% негативных оценок), Франции (62%), Польше (56%) и Великобритании (50%).
Лучше всего к России относятся в Нигерии (52% респондентов).
В представлении россиян нет ни одной страны в мире, которую бы они безапелляционно считали своим другом. "Друзья" РФ, по мнению россиян, расположились в списке следующим образом: Белоруссия - 38%, Казахстан - 23%, Китай - 14%, Германия - 13%, Франция - 11%, Индия - 4%, Венесуэла - 4%, США - 3%, нет союзников - 12%.
[1] Традиция – русская энциклопедия.
http://traditio.ru/wiki/Российская_Империя#.D0.9D.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.81.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2
[2] http://www.obozrevatel.com/news/2010/6/15/372380.htm
[3] http://ru.tsn.ua/ukrayina/vr.html
[4] Концевич И. М. Стяжание Духа Святого, Киев 1990, стр 30 и очень интересные ресурс по исихазму: http://psylib.org.ua/books/torch01/txt17.htm
[5] http://www.gazeta.ru/financial/2010/05/11/3365477.shtml
[6] http://3rm.info/publications/2908-problemy-psixologicheskogo-zdorovya-naseleniya.html
[7] А и Б Стругацкие, Понедельник начинается в субботу
[8] http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=254%EA%2F96-%E2%F0
[9] http://ariom.ru/forum/t4154.html
[10] Лихачев Д. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры на ресурсе:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lihach/russ_pred.php
Комментариев нет:
Отправить комментарий